Редакция от 1 янв 2016
Среди субъектов воспитания ключевое место занимает классный руководитель. Он является формальным и фактическим лидером классного коллектива, носителем культуры, организатором и участником творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников. От уровня состояния классного руководства во многом зависит качество воспитательной системы образовательной организации (далее – ОО) и ее результативность. Оценить его поможет проведение самоаудита.
Цель самоаудита – определение эффективности деятельности классных руководителей и выявление тех показателей, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.
Рассмотрим оценочную методику самоаудита состояния классного руководства в ОО.
В Методических рекомендациях об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21 , отмечается, что эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности. Определяя показатели оценки эффективности деятельности классных руководителей, эта идея была заложена в основу (табл. 1). В первую группу "Показатели деятельности классных руководителей" включены измерители, позволяющие оценить реализацию управленческих функций классного руководителя, а во вторую, "Показатели результативности деятельности классных руководителей", – тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии и воспитательная система класса в целом.
Определяя показатели оценки эффективности деятельности классных руководителей, эта идея была заложена в основу. В первую группу "Показатели деятельности классных руководителей" включены измерители, позволяющие оценить реализацию управленческих функций классного руководителя, а во вторую "Показатели результативности деятельности классных руководителей" – тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии и воспитательная система класса в целом.
Показатели оценки эффективности деятельности классных руководителей
Что может быть востребовано при анализе и при спорных ситуациях | ||
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса | Оценивается наличие локальных актов, обеспечивающих деятельность классных руководителей | Локальные акты ОО, определяющие принципы воспитательной деятельности классных руководителей (положения , приказы, инструкции и др.) |
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе | Оценивается качество планирования воспитательной деятельности классных руководителей | Годовые планы работы классных руководителей, план воспитательной работы ОО |
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе | Оцениваются качество планирования и организации внутришкольного контроля за воспитательной работой в классе, система оценивания деятельности классных руководителей | Общешкольный план внутри-школьного контроля за воспитательной работой, результаты мониторинга деятельности классных руководителей |
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе | Оцениваются качество анализа воспитательной деятельности в классе, система педагогического мониторинга в управлении качеством воспитательного процесса | Итоговые (годовые) анализы работы классных руководителей, общешкольный анализ воспитательной работы |
Оцениваются подбор, расстановка, моральное и материальное стимулирование педагогических работников системы воспитания, организация методической работы с классными руководителями | Сведения о педагогических кадрах, документация методического объединения классных руководителей | |
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса | Оцениваются наличие и состояние материально-технического обеспечения регулярных воспитательных мероприятий, соответствующего их целям и задачам, установленным в годовом плане работы | Результаты инвентаризации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий |
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей | ||
Оцениваются система оценивания воспитанности обучающихся, результаты диагностики воспитанности и их динамика | Результаты диагностики уровня воспитанности обучающихся, карты наблюдения за обучающимися | |
Оцениваются система здоровьесберегающей деятельности в ученическом коллективе, система обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся, результаты мониторинга здоровья воспитанников | Результаты мониторинга здоровья , карты наблюдения за обучающимися | |
Оценивается система деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений, отклоняющегося поведения обучающихся и ее результативность | Сведения об обучающихся, состоящих на внешнем и внутришкольном учете | |
2.4. Занятость обучающихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности | Оцениваются система организации внеурочной деятельности в классном коллективе, ее разнообразие; количество и качество проведенных воспитательных мероприятий; процент охвата обучающихся | Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей, статистические данные о проведенных воспитательных мероприятиях |
2.5. Занятость обучающихся в системе дополнительного образования | Оцениваются система дополнительного образования в ОО и процент охвата обучающихся | Программы дополнительного образования, журналы учеты работы кружков и секций |
Оценивается система ученического самоуправления в классе: структура, процент охвата обучающихся и результативность | ||
Оцениваются организационная культура взаимодействия с родителями обучающихся, работа с неблагополучными семьями, степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности обучающихся | График и тематика родительских собраний, результаты анкетирования родителей | |
2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями | Оцениваются реализация средового подхода к воспитанию, использование воспитательных возможностей социума | Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей |
Оцениваются стиль отношений в классном коллективе, стиль классного руководства, система деятельности классного руководителя по предупреждению конфликтов и ее результативность | ||
2.10. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания | Оценивается инновационная и исследовательская деятельность классного руководителя, ее результативность | Портфолио классного руководителя , методические разработки |
Оцениваются рейтинг класса по школе, количество призовых мест в проведенных мероприятиях |
В рамках предлагаемой методики каждый показатель оценивается по трехбалльной системе (0, 1 и 2 балла) на основе таблицы "Содержание показателей оценивания эффективности деятельности классных руководителей" (табл. 2).
Эффективность деятельности классного руководителя рассчитывается по следующей формуле:
Эффективность деятельности классного руководителя = ∑факт / ∑max × 100%,
где ∑факт – суммарное количество баллов по всем показателям;
∑max – количество показателей, умноженное на два (∑max = 17 × 2 = 34).
Полученный результат оформляется для подсчета суммарного балла по всем показателям и определения эффективности деятельности классного руководителя.
Содержание показателей оценивания эффективности деятельности классных руководителей
Эффективность деятельности классных руководителей по ОО в целом рассчитывается как среднее арифметическое эффективностей деятельности каждого классного руководителя.
Полученные данные можно представить также в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат – полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей методической работы с классными руководителями.
Заключение по самоаудиту состояния классного руководства оформляется комиссией ОО в виде аналитической справки, которая по своей структуре предполагает наличие трех частей – вводной, основной и итоговой.
Во вводной части справки описываются цели самоаудита и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводился самоаудит состояния классного руководства. Завершается эта часть общей оценкой результатов.
В основной части справки подробно (по каждому пункту программы) описываются результаты самоаудита. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Необходимо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т. е. осуществить анализ по схеме "результат–факторы–причины".
В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые следует решить в будущем. Даются конкретные предложения по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендации по его развитию (если факт положительный).
Самоаудит можно считать положительным, если: