Александра Фокина, канд. психол. наук, доц. кафедры возрастной психологии МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва
Каждый педагог сталкивается с нарушением дисциплины в классе. Проблемное поведение учащихся может быть реакцией на конкретные действия взрослого или возникать без видимых причин. Чтобы повлиять на трудного ребенка, классный руководитель должен знать, почему и для чего ученик так себя ведет.
Ребенок с проблемным поведением в классе дестабилизирует деятельность учителя. Общие приемы работы не действуют: все серьезны, а он нет, все сделали задание, а он нет.
Подросток не нейтрален, задевает самолюбие учителя: не ценит его усилий, демонстрирует пренебрежение, не реагирует на слова. Выступая деструктором, ученик разрушает целостность класса: обесценивает общие дела и цели, мешает, провоцирует уходы от темы, втягивает одноклассников в постороннюю активность.
Проблемное поведение негибкое, оно совершается из раза в раз, в нем нет реакции на усилия педагога.
Психологическая особенность проблемного поведения подростков в том, что они делают это бессознательно
Подросток не осознает истинные причины проблемного поведения. Он может ставить цель вывести учителя из себя. Но, как правило, он не отдает себе отчета в том, зачем ему это нужно.
В основе проблемного поведения лежат вытесненные (спрятанные) неудовлетворенные психологические потребности:
Нарушая дисциплину, подросток выступает против действий педагога. Сопротивление возникает, когда у ребенка нет собственной цели деятельности, и в ситуациях, которые угрожают его самооценке (ученик помещен в условия, в которых он заведомо будет неуспешен).
Пример. Типичные проявления сопротивления: лень, медлительность, забывание, откладывание на потом, открытый протест, саботаж.
Ищет то, чего ему не хватает во взаимодействии с другими взрослыми: внимания, понимания, информации, симпатии, установления границ дозволенного, диалога. Это характерно для подростков из неблагополучных семей. Провокатор своими действиями пытается добиться того, чтобы его приняли во внимание, заметили.
Пример. Дерзкое поведение, неожиданные моральные суждения, неуместная многословность, нарушение очевидных правил школьной жизни, флирт с учителем.
«Буллинг в школе: за что и как придется ответить классному руководителю» читайте в электронной версии журнала № 11, 2016
Косвенно просит помощи: демонстрирует отсутствие собственных ресурсов для того, чтобы совладать с текущей жизненной ситуацией. Беспомощностью ребенок снимает с себя ответственность, получает право не соответствовать требованиям. Характерно для подростка – жертвы буллинга (травли) и школьника, который минимально реализует свои способности в учебе («может, но не хочет»).
Пример. Не проявляют активность в ситуациях, когда положительный результат нужнее всех ему самому.
Действует под влиянием психической патологии. Критерии наличия психического заболевания:
Прежде чем выбирать средства коррекции поведения подростка, установите, что именно доставляет вам беспокойство. Ответьте:
Дезадаптированный ребенок при игнорировании данного психического состояния не сможет проявить активность в любом обществе в будущем
Проанализируйте ответы и выявите поведенческие трудности, которые нужно исправить. Определите желаемое поведение, альтернативное нынешнему. Чем четче и конкретнее мишень воздействия и планируемый результат, тем проще воздействовать на ребенка.
В любом действии подростков мотивирует возможность высказаться, выразиться по отношению к работе или ситуации
Любая деятельность обречена, если нет мотивации. Школьная активность лучше всего мотивируется психологической потребностью подростков в самовыражении и самоопределении. Обеспечить мотивацию к участию подростка в какой-то работе – это позволить ему быть искренним, быть собой, делать и говорить то, что выражает личную позицию.
Нередко диалог классного руководителя и учеников затруднен из-за несовпадения взглядов на «правильное» и «неправильное». Подростков привлекает человек, который: имеет вызывающую внешность, нарушает правила, не такой, как все, особенный, со своей моралью, добился результатов не систематичным трудом, а в лучшем случае творчеством, не откладывает желания на потом, ведет напряженную личную жизнь, использует стимуляторы для настроения (от музыки до наркотиков).
Взгляды педагога, как правило, радикально с этим контрастируют: любой результат – плод систематического труда, достойно и правильно быть умным, собранным, волевым, пунктуальным, послушным, усидчивым, самостоятельным, ориентированным на традиционные ценности.
Лучший выход при несовпадении мнений – психологический прием «вопрос вместо оценки». Задайте вопросы к тому суждению подростка, с которым вы не согласны. Сформируйте навык диалога по поводу несогласия.
Пример. Желаемый результат: понимание, какие формы работы позволят подростку действовать не по принуждению, а по своему желанию.
Классный руководитель – пример того, какие нормы и правила соблюдает взрослый, как реагирует на неправильное поведение, каковы его отношение к делу, реакция на неудачу и др.
Подросткам свойственно психологическое чувство взрослости. Они оценивают себя как «не-ребенка» и ждут соответствующее поведение от окружающих. Но роль учителя предполагает, что он учит, исправляет ошибки, выступает старшим и т. д. Профессиональная деятельность педагога фактически неизбежно ведет к восприятию себя в любой ситуации как обучающего, контролирующего, оценивающего взрослого, а партнера по общению – как нуждающегося в такого рода помощи (незрелой личности). Такое неравенство позиций может вызывать проблемы.
Сотрудничество с подростками более плодотворно, если педагог в нем выступает в позиции взрослого, то есть:
Пример. Желаемый результат: сформирована привычка к содержательному диалогу между подростками и классным руководителем.
Соблюдайте требования профессиональной этики: соответствующий профессии внешний имидж, лексику, уровень самоконтроля, объективность, требовательность, аккуратность, степень ориентации на дело, способность выразить недовольство без оскорблений; умение не затрагивать те области жизни подростка, которые не относятся к компетенции педагога.
Учитывайте, что заинтересоваться чем-то можно только добровольно. Когда это возможно, предлагайте выбор, а не накладывайте запрет.
Соблюдайте «золотое правило воспитания»: хвалить при всех, ругать наедине.
В анализе поведения подростка и собственной реакции на него придерживайтесь схемы «осознанность – ответственность – оценка». Осознать – значит понять, что вызвало это поведение.
Пример. Я вскипаю, когда меня перебивают, потому что я трачу много сил на работу и хочу быть услышанной.
Быть ответственным – понимать, кто за что отвечает, от кого что зависит, какую цель преследует каждый.
Пример. Я отвечаю не за то, перебьет ли мою речь NN, а за то, как я на это среагирую.
Оценить – определить, на что направлено поведение, ведет ли оно к каким-то изменениям, есть ли какие-то запасные варианты, другие способы поведения, в какой план действий оно встроено, за чем следует, к чему ведет.
Пример. То, что я кричу в ответ и не принимаю во внимание, что он мне сказал, позволяет мне выразить мое раздражение, но делает невозможным диалог между нами.
Не боритесь с подростком, а ставьте конкретные задачи
Помощь классному руководителю в работе с трудным подростком оказывают: администрация, педагог-психолог и родители ребенка.
1. На основании диагностики предлагает свое понимание источника проблемного поведения подростка; обнаруживает постоянно нереализуемую психологическую потребность, которая находит выход в проблемном поведении; анализирует семейные и индивидуальные причины поведенческого неблагополучия подростка.
2. Формулирует рекомендации; выбирает средства поощрения желаемого поведения; составляет психологическую характеристику ученика.
3. Разделяет подростковые особенности рассуждений, содержание ценностей и интересов учеников; понимает ключевые психологические задачи класса (и/или конкретного проблемного ученика) и видит возможность их решения во внеучебной деятельности; проводит анонимное анкетирование учеников об их оценке внеклассной работы и о пожеланиях к ней.
4. Анализирует деятельность классного руководителя и подростков и определяет, какие ее составляющие могут быть делегированы учащимся; проводит классный час о психологическом возрасте, об ответственности, о приемах конструктивного общения; дает родителям рекомендации по общению с подростками.
5. Оказывает психологическую поддержку классному руководителю; помогает в рефлексии его педагогических приемов.
Подросткам свойственны максимализм, категоричность, наивность, протестность, стремление к оригинальности, отказ от традиций
1. Обеспечивает систематичность в работе с подростком: собирает мнения педагогического коллектива, созывает консилиум, применяет дисциплинарные меры, обеспечивает контроль их соблюдения; определяет границы ответственности классного руководителя за поведение подростка; приглашает семью участвовать в беседе.
2. Поддерживает инициативы (детей и классного руководителя) в выборе и проведении мероприятий.
3. Стимулирует диалогический характер образовательной деятельности; расширяет систему внеурочной деятельности (предпочтение мероприятиям, где как можно больше этапов выполняют подростки).
4. Приветствует уважительное отношение к учащимся и диалог между ними и педагогами; в случае необходимости защищает подростка от жестокого обращения в семье.
1. Поддерживают связь с классным руководителем; не отрицают проблемы, а ищут способы помочь ему; сравнивают взгляды (свои и педагогов); обсуждают поведение ребенка в школе и дома; пробуют понять, не поощряет ли семья нездоровую модель поведения.
2. Ищут интересные для класса культурные события, акции, конкурсы; сообщают о внешкольных увлечениях подростка; поддерживают здоровые интересы и занятия подростка, оказывают помощь в реализации его хобби.
3. Стимулируют взрослое поведение подростка (самостоятельность, ответственность за собственные действия, умение аргументировать свою позицию, честность); выдвигают к нему требования, которые соответствуют возрасту; общаются с подростком с уважением; поддерживают диалог с классным руководителем.
4. Уважительно относятся к подростку; проявляют внимание к событиям его жизни; обсуждают вопросы его имиджа; разумно контролируют его времяпрепровождение и круг общения; соблюдают последовательность правил и требований в семье; расширяют сферу социальных контактов подростка.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.klass-ruk.ru).